Профориентация
Реализация Единой модели профориентации в МКОУ "Чёрмозская КШИ"
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
Создание условий для формирования сознательного отношения воспитанников к труду, способствующих их профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- актуализировать процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;
- проанализировать и подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с интеллектуальной недостаточностью к выбору доступной профессии;
- ознакомить с требованиями к профессиональной деятельности в различных сферах; профессиями профессиональных учреждений, доступных выпускникам школы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать у обучающихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий, трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
-Профессиональной просвещение;
- Профессиональное воспитание;
- Психологическая поддержка;
- Профессиональное консультирование и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Формирование профессиональной мотивации готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
- Тестирование по методике Е.А Климова
- Расширение знаний в рамках школьных предметов;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.
- Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА СТАРШЕКЛАССНИКАМ.
Выбор профессии:
- Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
- Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.
- Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
- Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
- Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
- Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
- Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
- Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
- Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории.
- Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
- Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
- Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
https://bvbinfo.ru/media/news/kak-sekonomit-sotni-tysyach-rossijskoj-seme-i-ne-p
https://bvbinfo.ru/media/news/chto-na-samom-dele-dumayut-shkolniki-i-uchitelya-o
https://bvbinfo.ru/media/news/eksperty-rasskazali-obyazatelna-li-proforientaciya