Астренина Н.П. – учитель логопед I категории
Значение развития устной речи у учащихся в образовательном процессе.
Формы и средства коррекции речевых нарушений у учащихся с психическим недоразвитием
Цель: осуществление комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе по совершенствованию речевых навыков у учащихся со сниженным интеллектом.
Во многих исследованиях, касающихся детей с нарушением интеллекта, отмечается, что низкий уровень познавательной активности этих детей, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза приводят к отклонениям в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи. Во всех этих исследованиях указывается на недостаточность словарного запаса, несформированность словообразовательных процессов, операций программирования и грамматического структурирования речевого высказывания.
Полный текст "Значение развития устной речи у учащихся в образовательном процессе."
Спец семинар Астренина Н.П. – учитель логопед I категории
Учебная мотивация – понятие, особенности изучения
Цель: Исследование уровня мотивации у учащихся со сниженным интеллектом, определение путей повышения эффективности обучения школьников для формирования устойчивых познавательных интересов.
Введение
(1 слайд), (2 слайд) Для лучшей адаптации школьников с проблемами развития в обществе, для их успешного включения в социально – экономические отношения после окончания школы важны не только общеобразовательные знания и умения. Большое значение имеют также личностные особенности учеников данной категории, то, как будет проводиться коррекция, какие методы, формы, приёмы и способы будут применять педагоги в образовательном процессе…
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Методические изыскания направляются на поиск путей, способствующих активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся.
Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим, уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Полный текст "Учебная мотивация – понятие, особенности изучения"
Полный текст "Учебная мотивация – понятие, особенности изучения (Призентация)"
Астренина Н.П. – учитель – логопед I категории г. Чёрмоз, 2013 г.
Развитие речевого анализа и синтеза у младших школьников
с психическим недоразвитием
Цель: значение формирования фонематических процессов у школьников со сниженным интеллектом в предупреждении возможных отсроченных последствий первичного речевого дефекта.
Структура дефекта, методика диагностического исследования
При объяснении причин, обусловливающих замедленное формирование речевых навыков у детей со сниженным интеллектом, следует исходить из характерного недоразвития психических процессов в целом, что приводит к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии. Одно из прямых следствий нарушения речи – это более позднее, чем у нормально развивающихся детей, развитие фонематического восприятия, процессов звукового анализа и синтеза. Недоразвитие фонематических процессов у школьника создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Фонематическое развитие определяется состоянием двух основных функций: слухопроизносительной дифференциации фонем (фонематического восприятия) и фонематического анализа.
Фонематическое восприятие представляет собой процесс различения отдельных звуков речи и рядов звуков, слов. На основе восприятия различия отдельных звуков (например, в словах стол – стул) и звуковых рядов (например в словах пила – липа) происходит дифференциация слов по значению.
Фонематический анализ является более сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс мыслительной деятельности. В процессе фонематического анализа слово не только узнаётся на основе восприятия различия звуков, но и расчленяется на свои составные части, звуки.
При нормальном интеллектуальном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте. Учащиеся с психическим недоразвитием связывают слово, прежде всего, с предметным значением. Направленность на звуковую сторону речи у них отсутствует. Нарушения дифференциации звуков в звуковых парах, рядах и звукового анализа слов обусловливает нарушения произношения и письма.
Детям с психическим недоразвитием свойственны фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затруднённости звукового анализа слов. Это приводит к пропускам и перестановкам звуков и слогов в словах, заменам и «застреваниям» на одном звуке, недоговариванию и недописанию окончаний… Искажения звукослоговой структуры слова у учащихся данной категории проявляются как в нарушениях количества и последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога.
Самыми распространёнными являются пропуски согласных при стечении: «мос_» (мост), «_такан» (стакан), «полоте_це» (полотенце), «ме_ведь» (медведь)…
При воспроизведении стечения согласных наблюдаются замены звуков: «светы» (цветы), «кушепка» (кушетка), «шетыре (четыре)…
Искажение структуры отдельного слога проявляется и в перестановках звуков соседних слогов: «пикарис» (кипарис), «моносавт» (космонавт)…
При этом последовательность слогообразующих элементов слова (гласных) воспроизводится правильно, изменяется только последовательность согласных звуков.
Нарушения слоговой структуры на уровне слова у учащихся с проблемами в развитии проявляются, в основном, в пропуске слогов: «са_тар» (санитар), «_баса» (колбаса), «ме_вежонок» (медвежонок)…
Из сказанного следует, необходимо с самых первых дней поступления детей в школу диагностировать наличие у них той или иной речевой патологии, своевременно определять направления коррекционного воздействия.
При индивидуальном исследовании речевого развития у учащихся нашей школы по методике Фотековой Т.А., содержащей 13 пунктов, особое внимание уделяется состоянию развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у учащихся 1 – 4 классов. Это исследование проводится с каждым учащимся: у перврклассников в начале года и в конце года, у учащихся 2, 3, 4 класса в конце года.
Параметры исследования включают:
Полный текст "Развитие речевого анализа и синтеза у младших школьников с психическим недоразвитием"