Суббота, 20.04.2024, 11:50
МКОУ "Чермозская КШИ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Об уроках ЛФК в МКС(К)ОУ «Коррекционная школа-интернат YIII вида» г. Чёрмоза  

Филатов В.Л.

 

  I.   ЛФК является оригинальным способом лечения и реабилитации больного ребенка. (ЛФК отличается от других видов лечения (фармакотерапия, диетотерапия, физиотерапия и т.д.), не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребенка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что, нередко бывает значительно шире и многообразнее тех или иных конкретных лечебных задач. Практическое применение средств лечебной физкультуры требует знаний:

- особенностей их использования в различных возрастных группах;

- характера имеющегося у ребенка патологического процесса;

- его стадии особенностей;

- индивидуальных и возрастных особенностей течения болезни или травмы;

- психологических особенностей ребенка.

 

  1. Средства ЛФК используемые в детском возрасте:

Физические упражнения: к ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения, прикладного характера, символы, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т.д.

   Гимнастические упражнения – специальные, расчлененные движения при которых достигается избирательные воздействия на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы.

  Группы гимнастических упражнений:

а) общеразвивающие – для определенных мышечных групп, классифицируемые  по анатомическому признаку;

б) упражнения в расслаблении – активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического направления мускулатуры.

в)  Упражнения в растягивании – активные гимнастические упражнения с преимущественным воздействием на патологические изменения, эластичность тканей.

г) Упражнения дыхательные – гимнастические упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла.

д) упражнения основные, скоростно-силовые, в статическом напряжении, гимнастические упражнения – с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения.

е) Упражнения корригирующие – гимнастические упражнения, способствующие устранению деформации опорно-двигательного аппарата и различной этиологии.

ж) Упражнения на координацию проводятся при сложных сочетаниях движений и регламентируемой последовательности.

з) Упражнения в равновесии – гимнастические упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата.

  Физические упражнения  прикладного характера – это ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, строевые упражнения.

  Спортивные виды физических упражнений

- плавание;

- коньки;

- лыжи;

- санки;

- велосипед

 

  1. Подвижные  игры – как средство ЛФК обеспечивают комплексное воздействие на организм и высокую эмоциональность:

-игры малой подвижности (игры на месте, в и.п. сидя, полулежа, лежа, реже стоя).

- игры средней подвижности – двигательная деятельность в этих играх направляется движениями туловища, конечностей, брыкания, лазанием, ходьбой, прыжки ограничены, бег не используется.

- игры большой подвижности – сопровождаются физической нагрузкой средней и выше средней интенсивности.

Массаж – средство ЛФК, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами.

Закаливание – целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов  окружающей среды для повышения сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию.

 

  1. Методика ЛФК.

 В методике ЛФК дозировка физической нагрузки занимает ведущее место, во многом определяя лечебный эффект  от подобранных средств.

   Наиболее распространенными способами дозировки  физической нагрузки являются длительность выполнения физических упражнений, подбор самих упражнений и подвижных игр, количество повторений, выбор исходных положений, применения сопротивления и отягощения, темп и ритм движений.

  Суммарная физическая нагрузка при  занятиями ЛФК по своей интенсивности делится на 3 группы:

  1. Малая нагрузка – достигается использованием в занятиях хорошо знакомых и освоенных ребенком элементарных движений.  Число поворотов 3-4 темп медленный или средний. Статистическая нагрузка минимальная. И.п. с большой площадью опоры. Исключаются упражнения с отягощением и сопротивлением.
  2. Для достижения нагрузки средней интенсивности – применяют упражнения для всех мышечных групп. Количество поворотов 8-10, помимо знакомых вводятся новые упражнения. Увеличивается амплитуда движений, применять приемы отягощения и сопротивления. Темп средний и быстрый. Паузы уменьшаются, плотность занятая увеличивается. Применяются упражнения циклического характера – ходьба, бег, поскоки, лазание. Нагрузки средней  интенсивности оптимальны для решения большинства  лечебных задач.
  3. Значительные максимальные нагрузки редко применяют в ЛФК с целью достижения таких нагрузок,  используют упражнения для крупных мышц со значительной амплитудой, в среднем и быстром темпе. Ходьба, бег, прыжки, допустимы эстафеты.

Занятия ЛФК.

  1. Вводная часть – подготовка к высшему уровню нагрузки включает в себя  построения, перестроения ходьбы. Упражнения на координацию и внимание.
  2. Основная часть – решает ведущие лечебные и лечебно-оздоровительные задачи, заключающиеся в воздействии, как на пораженные органы и системы, так и на весь организм ребенка. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
  3. Заключительная часть – физическая нагрузка снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму занимающихся детей.

Особенности методики проведения ЛФК в школьном возрасте. Состав группы 3-12 человек. Длительность занятия 25-35 минут. При проведении занятий должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качеств; наличие отдельного оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования. Отсутствие посторонних раздражителей, четкая подготовка инструктора к занятию и последовательность в решении лечебных и педагогических задач.

Принципы применения средств ЛФК.

- от простого к сложному;

-  последовательность  повышения требований;

- индивидуального подхода к каждому ребенку;

- принципы доступности;

- учета возрастного развития движений;

- сочетания общего и специального воздействия;

- чередование или рассеянной   мышечной нагрузки;

- принцип сознательности и активности.

  Кабинет ЛФК – оборудованное помещение для малогруппных занятий должен иметь хорошее естественное освещение, пол с ковровым покрытием. Общая площадь из расчета 4м2 на человека. В условиях Чермозской специальной коррекционной школе занятия ЛФК проводятся с детьми, у которых имеется нарушение осанки, а также сколиоз.   Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоявшего человека, которую он принимает без изменения мышечного усилия. Ведущими факторами, определяющими осанку, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. Угол наклона таза при этом в пределах 35-55*,  у мальчиков чуть меньше.

Дефекты осанки:

  1. Нарушение осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника.

а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. ( Ребенок при этом нарушении стоит  с согнутыми в коленях суставах ногами)

  При сутуловатости и круглой спине грудь западает, плечи  шея и голова наклонены вперед, живот ?, ягодицы уплотнены, лопатки круговидно выпячены;

в) кругловогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза.

  Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты. Мышцы задней поверхности бедра растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.

  1. Нарушение осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника.

а)  плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выставлена. Лопатки крыловидны.

б) плоско-вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном  поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

_  Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом нарушение одно плечо и лопатка опущены по сравнение с другой.

Нарушение осанки помимо косметического дефекта, нередко сопровождаются расстройствами деятельности внутренних органов.

   Снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной приводит к микротравмам головного мозга и утомление и головным болям.

   Коррекция дефектов осанки:

Целенаправленное использование средств физического воспитания.

  1. Улучшение и нормализация течения нервных процессов. Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития.
  2.  Активизация общих и местных ( т.е. в мышцах туловища) обменных процессов.  Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление «мышечного корсета».
  3.  Исправление имеющегося дефекта осанки.
  4.  Формирование и закрепление правильной осанки.

 

Исправление нарушений осанки – процесс длительный, требующий строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Занятия ЛФК должны проводится систематически не реже двух –трех раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнениями корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях. Исправление дефектов осанки детей достигается с помощью специальных упражнений. 

  Например: крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической  нагрузкой на трапециевидные и тазобедренные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.

  Для выработки соответствующих правильной осанки мышечно-суставных ощущений используют тренировки у зеркала ( зрительный самоконтроль).

   Комплекс корригирующей гимнастики при нарушении осанки:

- сколиоз характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и его торсией  (скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси).

  По тяжести лечения сколиозы делятся на четыре степени. В нашей школе группах ЛФК занимаются дети с начальной степенью сколиоза и сколиоза первой степени.

   ЛФК обеспечивает решение следующих задач.

  1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела. Укрепление «мышечного корсета».
  2. Стабилизация  сколеотического процесса, а на ранних его стадиях – исправление в возможных пределах.
  3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
  4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма.
  5. Повышение неспецифических защитных сил организма.

  Схема: построения занятия ЛФК при нарушениях осанки и сколиоза начальной степени.

Вводная часть:  ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления правильной осанки, дыхательные упражнения.

Основная часть:  упражнения обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания мышечного корсета,  корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающимися и дыхательными.

  В конце основной части – подвижная игра.

Заключительная часть:  ходьба, упражнения в координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением  правильной позы.

Физические упражнения.  Рекомендуемые в занятиях ЛФК при сколиозах начальной степени и нарушениях осанки:

1 Упражнения для формирования и закрепления навыка проверки осанки.

а) И. п.стоя правильная осанка обеспечивается за счёт касания стен ягодичной областью икрами ног и пятками.

б) И. п. как в первом упражнении отойти от стены, сохранив правильную осанку.

в) И.п лёжа на спине, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижать  к туловищу . приподнять  голову и плечи , проверить прямое положение тела . Вернуться в и. п.

г)  И. п. лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же  положение, которое было принято в положении лежа.

д) Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями.

2. Упражнения для укрепления  «мышечного корсета».

   Для мышц спины.

а) И.п. лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей положенных одна на другую. Перевести руками пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.

б) И.п. лежа  на животе руки под подбородок. Имитация плавания способом «брасс».

в) И.п.  то же – поднять голову и плечи, руки в стороны сжимать и разжимать кисти рук.

г) И.п. то же – поочередное поднимание прямых ног не отрывая таз от пола.

д) И.п. то же – приподнимание обеих прямых ног  и удержание до 10-15 счетов.

е) И.п. лежа на животе попарно мяч в согнутых руках перед собой – перекатывание его партнеру и ловя с сохранением приподнятого положения головы надплечий.

Для мышц брюшного пресса.

 И.п. – для всех упражнений лежа на спине, поясница прижата к опоре.

- сгибание и разгибание ноги в коленом  и тазобедренном суставах поочередно;

- согнуть обе ноги, разогнуть, вперед медленно опустить;

- велосипед;

- руки за головой поочередное поднимание прямых ног вперед.

Для боковых мышц туловища.

И.п. – лежа на правом боку, прямая правая рука -поднять вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу, тоже на другом боку.

 

Корригирующие  упражнения.

  1. И.п. – лежа  на животе подбородок на тыльной поверхности кистей (положение туловища прямое), выпрямить руки  тянуться вперед в направлении рук головой, не поднимая подбородка и плеч.
  2. И.п.- то же – сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, ноги разогнуть в коленях, приподнять - «рыбка».
  3. И.п.- то же – руки вперед, ноги прямые приподнять несколько раз нагнуться – «лодочка».

Асимметричные

  1. Стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.
  2. И.п. лежа на животе, держась за рейку гимнастической стенки, приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.
  3. Ходьба по рейке гимнастической стенки с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

  После заключительной части цитата из книги. Показ дополнительных упражнений при занятиях ЛФК для развития интереса.

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz